Урок по географии в 6 классе.
Тема: Природа Земли  и  человек. Литосфера.
2.5   Основные формы рельефа  суши. Горы суши.
Цель:  Углубить понятие горы, формы рельефа. Сформировать представление      
у учащихся о горных системах, типах гор по высоте, опасных явлениях
в  горах. Развивать умение работать с картами атласа,  показывать  
горы в контурных картах. Прививать любовь к родным просторам.
Оборудование:  Таблицы, физическая карта, коллекция минералов,  атлас и
контурная карта,   мультимедиа.




17.01.2012г.

г. Завитинск, 2012.
Ход работы:
1. Орган. момент
2. Опрос .Д/З
А. Задание на знание понятий.
Литосфера
Рельеф, виды*1
Вулкан, его строение
Гейзер
Горные породы, классификация
Б.Задание на проверку умений.
--- Определите, к какой классификации относятся горные породы:*2
Гранит- магматические(глубинные)          глинистый сланец- метаморфические
Мрамор- метаморфические                          гипс- осадочные (химические)                    
Уголь- осадочные(органические)
---Определите название горных пород, имеющихся в коллекции школьного набора.
3.Объяснение.
Задание.
Для того, чтобы определить тему нашего урока, отгадайте загадки и назовите  тему урока.
Ну, конечно, чудо это!                                    Земля задрожала, вулкан задышал,
Вот уже, который век.                                      Огонь из под пепла и камня пробился,
Даже самым жарким летом,                         И вот уж из жерла вулкана потек,
На ее вершине снег…(гора).                           Расплавленной горной породы поток…(лава).
Чтоб вершину покорить,                                      Вблизи вулканов бывают порой,
Альпинистом нужно быть,                                  Природный источник с горячей водой,
Ты ответь мне на вопрос:                                    Что хлещет струей кипятка вместе с паром,
Что, альпинист покорять пополз?(вершину).  Обычным, высоким фонтаном..(гейзер).
Тема: Основные формы рельефа суши. Горы суши.
Цель:  Углубить понятие горы, формы рельефа. Сформировать представление у  учащихся о горных системах, типах гор по высоте. Развивать умение работать с картами атласа,  показывать горы в контурных картах. Прививать любовь к родным просторам.
-Ребята! Сегодня у нас необычный урок. С нами по  радиосвязи связались инопланетяни.
Они прилетели с планеты Ровшар, (в переводе – «ровный шар»). Их космический корабль пролетел миллион световых лет. Наши гости просят посадку.
Задание. Ваша задача предложить им посадку на материке Евразия.*3
Дети предлагают ровный участок .(Русская равнина, Западно-Сибирская равнина, Среднесибирское плоскогорье).
-Но инопланетяни не знакомы с  термином- равнина. Откройте свои переговорные устройства – тетради. Объясните им, что такое равнина.
-Ребята, помимо равнин  на Земле есть еще горы, почему  нельзя на них приземлиться.
Дети объясняют( на вершине невозможно приземлиться, место неустойчивое, неровное).
А, что такое горы?*4
Гора- это выпуклая форма рельефа, возвышающаяся над местностью более  чем на 200м.
Гора в своем строении имеет три части.
Задание.  Работать по рядам, 1 ряд думает, что такое вершина, 2 ряд-склон, 3 ряд-      подошва.
Строение гор: вершина- это макушка горы, верхняя часть. Некоторые горы имеют свои
вершины. Между Черным и Каспийским морем находятся гора Кавказ.
Вершины: 5642-Эльбрус, 5033 -Казбек.
Склон- расстояние между вершиной и подошвой.
Подошва-переход склона горы в равнину.*5
Задание. Посмотрите на карту полушарий и выскажите свое мнение.
Какие горы на Земле  самые длинные- Анды(более 9000м).В России самыми длинными горами являются – Уральские горы(более 2000м).
Задание. Если посмотреть на карту, то увидим, что горы на карте обозначаются –….. (коричневым цветом). Но везде ли цвет одинаков- нет. От чего, это зависит..(от высоты).
Различие гор по высоте:  низкие =200-1000м
средние =1000-2000м
высокие =более 2000м*5
Здоровьесберегающая разминка. Потоки ветра.(делая эту разминку, ты не только избавишься от усталости, но и поспособствуешь тому, чтобы руки оставались красивыми).
-Ребята! Только, что мы получили известие: инопланетяни успешно приземлились! Но у них новая неприятность. Кораблю требуется ремонт, а руду можно взять  в Уральских горах. Нужно суметь объяснить ,где искать эти горы.
Задание. Опишите географическое положение  Уральских гор. (уч.с.56).
План    Уральские горы (карта РФ).
1. Название, высота.
Назвать и показать горы на карте; к каким горам относятся по высоте    Евразия= Европа+Азия;
Средние горы(1000-2000м)
2.Географическое положение
А. на каком метерике и в какой его части, между какими меридианами и параллелями;    Евразия С-З часть;
50-70 -параллели
60-70-меридианы;
Б.в каком направлении протянулись горы и на сколько километров;    с Ю на С;
12x250=3000км.
В.относительно других объектов(соседи);    С-СЛО(Карское море); Ю-госуд.граница
З-Русская равнина;  В-Западно-Сибирская р.
Г.вершины гор;    1895м- Народная; 1640м-Ямонтау
Задание. Работа по номенклатуре.
Найти и показать горы на карте, перенести их к контурную карту.*6
Горы     Материк----высота    Вершины
Урал    Евразия---средние    1895 -Народная;
1640-Ямонтау
Анды    Южная Америка---высокие    6959-Аконкагуа;
5897-Котопахи
Кордильеры    Северная Америка---высок.    5747-Орисабо;
6194-Мак-Кинли
Гималаи    Евразия---высокие    8848-Джомолунгма(Эверест)
Кавказ    Евразия---высокие    5642-Эльбрус;
5033-Казбек

Правила обозначения гор на контурной карте.*6
1.Определение географического положения на контурной карте. Провести наложение физической и контурной карты.
2.Определить горы по высоте, закрасить в определенный цвет.
3.Подписать горы простым карандашом и печатными буквами. Отметить  вершину.
В горах  много опасностей, которые часто  преследуют человека. И не редко  в опасностях  виновен сам человек.*7
1. обвал – это отрыв и падение больших горных пород.
2.снежная лавина  –это масса снега, падающая с крутых склонов.
3.горная болезнь –это болезнь которой подвержен человек в горах.
При подъеме в горы понижается давление воздуха, уменьшается количество кислорода, увеличивается солнечное излучение. Эти показатели приводят не акклиматизированного человека к горам к – горной болезни. Эта болезнь проявляется у людей на высоте 1500-3000м. Ее симптомы: тяжесть в голове, головокружение, головная боль, потеря аппетита, работоспособности, замедление ответной реакции, нарушение координации движения.
В некоторых случаях возможна потеря памяти, смерть.
При возникновении горной болезни рекомендуется спустить пострадавшего на меньшую высоту, пока признаки болезни не исчезнут. Надо напоить его крепким чаем с большой  дозой С, обеспечить покой и отдых. Слабые признаки горной болезни следует снимать снижением темпа движения и уменьшение физической нагрузки для путешественника.
Чтобы нам с вами при поднятии в горы  не оказаться в заложниках у горной болезни мы примем ударную дозу витамина С (1-3шт);тем более, что сейчас зима , а она при перепадах температуры  приводит к простудным заболеваниям.
Задание. Разработайте самостоятельно правила поведения в горах:
1.не кричать(сход лавины)                     3.пройти акклиматизацию к горной местности
2.соблюдать правила безопасности    4.уметь быстро и правильно оказывать первую помощь
Домашнее задание.
п.20, стр. 56 №3, 5, 8*.
Вывод:*89(творческое)
    Таким образом, мы сегодня с вами  расширили понятие о горах, изучили их строение,  типы гор по высоте, опасные явления в горах. Закрепили навыки работы с картами атласа, контурными картами;   умение правильно показывать географические объекты на карте у доски.
    На следующем уроке мы продолжим изучение  основных форм рельефа и узнаем о роли выветривания  на Земном шаре.
    Всем спасибо за работу. Оценки.


Обновлено (28.01.2012 19:20)

 

Урок по географии в 6 классе (презентация)

Поиск
Полезные ссылки