Из опыта работы  МОУ СОШ № 4 им. Б. Машука
г. Завитинска Амурской области.
Итоги работы  по реализации программы развития  школы по проблеме:
«Здоровьесбережение - основное направление  в обучении и воспитании учащихся».


«В концепции модернизации Российского образования на период до 2010 года» говорится о необходимости повышения качества образовательного процесса, обеспечения его доступности и  укрепления тех направлений в его организации, содержании и педагогических технологиях, которые становятся наиболее актуальными в современных условиях. Однако низкий уровень физического и психического здоровья детей создает объективные препятствия на пути эффективной модернизации Российского образования.
Поэтому одной из важнейших целей работы школы в современный период является здоровьесбережение участников образовательного процесса. И хотя традиционно считается, что основная задача школы- дать необходимые знания,  мы- педагоги, не можем беспристрастно относиться к неблагополучному и постепенно ухудшающемуся состоянию здоровья своих воспитанников.
Понимая это, педагогический коллектив  школы в 2005 году начал работать под девизом- «Учитель может сделать для здоровья школьников гораздо больше, чем врач» и основным направлением в обучении и воспитании стало здоровьесбережение всех участников образовательного процесса.
Работу в данном направлении начали с наблюдения за состоянием здоровья учеников школы. Было выявлено, что в школе растет число учеников с ослабленным зрением, с заболеваниями органов дыхания, костно- мышечной системы, хроническими заболеваниями.
Перед педагогическим коллективом школы встал вопрос: как организовать работу школы, чтобы сохранить здоровье учеников хотя бы на том уровне, с которым они пришли, ведь школа не медицинское учреждение?
В связи с этим определили главную цель :
- создание единого здоровьесберегающего пространства, обеспечивающего развитие личности с учетом физиологических и интеллектуальных особенностей.
Сформировали задачи:
1.    Формирование  у участников образовательного процесса научного понимания  сущности здоровья и здорового образа жизни.
2.    Формирование у учащихся  ценностно- ориентированного отношения учащихся к личному здоровью и здоровью окружающих.
3.    Изучение педагогами школы и внедрение здоровьесберегающих технологий в учебно- воспитательный процесс.
4.    Организация оздоровительной работы с учащимися в учебное и внеучебное время.
5.    Организация благоприятных условий для обучения, питания и отдыха учеников.
6.    Просветительская работа с родителями.
Педагогический коллектив сразу четко определил, что выполнить поставленные задачи можно только  через развитие и сохранение здоровья всех участников образовательного процесса.



В практике существует множество определений понятия "здоровье". Мы в своей деятельности руководствуемся определением данного понятия, предложенным Всемирной Организацией Здоровья: " Здоровье – это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не просто отсутствие болезней".  Необходимо учитывать все компоненты здоровья.


Реализация  задач началась с работы  по всем  направлениям, которые направлены на сохранения и укрепления всех компонентов здоровья.
Здоровьесберегающая деятельность школы представлена следующей схемой:





Сохранение здоровья ребенка начинается с грамотной организации всего учебно- воспитательного процесса, в частности- с расписания уроков.
Расписание уроков составлено в соответствии с БУП 2004 года и соответствует требованиям СанПиНа
Расписание уроков в МОУ СОШ №4 им. Б.Машука г. Завитинска составлено с учетом каждодневной и недельной кривой умственной работоспособности учащихся. СЛАЙД
При составлении расписания использовалась таблица И.Т.Сивкова, в которой трудность каждого предмета ранжируется в баллах. Для учащихся 5-11 классов распределение учебной нагрузки в недельном цикле произведено таким образом, что ее наибольшая интенсивность (по сумме баллов за день) приходится на  вторник, среду, четверг. Облегченными днями являются понедельник, пятница, суббота. Мы знаем, что самые продуктивные уроки- со второго по четвертый. Но в расписании не может не быть 1- го и 6-го уроков. С целью сохранения здоровья учащихся учителя нашей школы знают систему уроков класса в данный день , помнят не только очередность своего урока, но какой он по счету в учебном процессе класса. Если в расписании урок стоит за пределами продуктивных часов, то и планирование урока осуществляется с учетом этих обстоятельств.  Например, во вторник в 10 а классе пятый урок математика. Как же наш учитель добивается внимания и сосредоточенности учащихся на уроке?. Только благодаря использованию элементов технологии Шаталова, которая служит здоровьесбережению.
Сохранению здоровья способствует применение системы ТРИЗ, которую активно используют учителя начальных классов. Ведь движение, активность, изобретательность заложены в самой системе: покажи на что похожа эта буква, нарисуй свое восприятие предмета, изобрази свое настроение, отношение к уроку и т. д.  Дети на уроках вовлечены в активную познавательную деятельность, не чувствуют усталости, сохраняют энергию на последующее время обучения.
Педагоги школы с пониманием отнеслись к смещению акцентов в своей работе в сторону использования здоровьесберегающих технологий. С этой целью в школе проводятся методические совещания, семинары, педагогические советы для учителей, где рассматриваются следующие темы: «Современные педагогические технологии», «Здоровьесберегающие технологии- основа для построения образовательного процесса в школе», «Организация предпрофильной подготовки с учетом ЗОТ», «Организация учебно- воспитательной работы по формированию здорового образа жизни и укрепления здоровья учащихся», педсоветы- « Психологическое здоровье ученика и учителя- основа их успешного взаимодействия», «Школа- носитель нравственного, физического, духовного и умственного здоровья детей и взрослых» «Организация учебно- воспитательной работы по формированию здорового образа жизни и укреплению здоровья учащихся»  и другие.
Использование ЗОТ учителем на уроках защищает здоровье учащихся, способствует созданию условий для сохранения физического и психического  здоровья учащихся и поэтому является важной задачей для наших педагогов.
Педагогический коллектив активно внедряет в учебно- воспитательный процесс  педагогические технологии, которые позволили отказаться от уравнивания всех учеников,  создать условия для успешности каждого обучающегося. Из всего многообразия современных образовательных технологий наш педагогический коллектив наиболее эффективно использует элементы следующих технологий: технологии адаптивного обучения, проблемного обучения, развивающего обучения, технологии  дифференцированного обучения,  информационно- коммуникативные технологии, проектные технологии, личностно- ориентированное обучение. Активно внедряют учителя школы в практику своей работы игровые технологии, помогающие решить не только проблемы мотивации, развития учащихся, но и здоровьесбережения.  В игре независимо от сознания ребенка работают различные группы мышц, что благотворно влияет на здоровье.
Элементы игры используются в качестве обратной связи и оценки ответов одноклассников. В основной школе соблюдается преемственность в использовании игровых технологий на уроках учителей русского языка: элементы театрализации с появлением литературных героев, славарная работа в игровой форме. Приемы соревнования, благотворно влияющие на здлровье учеников, используют многие учителя школы: на уроках физической культуры, математики, истории, биологии.
Сохранению физического, нравственного, социального здоровья учащихся способствует также индивидуальная работа учителя с учениками на разных этапах урока. «Уроки- праздники», такие как интегрированные  уроки информатики и английского языка, истории и музыки, музыки и изобразительного искусства способствуют сохранению здоровья учащихся. На таких уроках каждый ученик вовлечен в активную сменяемую деятельность: то он артист, то художник, то зритель.
Здоровьесбережению служат уроки учителей естественно- научного цикла. В соответствии с темой урока и использованием валеологического аспекта они формируют внимательное отношение учащихся к своему организму, воспитывают понимания ценности человеческой жизни, закладывают основы здорового образа жизни, умения ценить свою жизнь и жизнь окружающих.
Учителя начальных классов, применяя оригинальные методики преподавания «Оригами» не только развивают пространственное видение детей, но и сознательно и целенаправленно способствуют укреплению здоровья учащихся: во время выполнения практических заданий включаются различные группы мышц, происходит развитие мелкой моторики рук, пальцев.
Учителя начальной школы применяют элементы методики В.Ф. Базарного. Ведущая идея- «сенсорная свобода и психомоторное раскрепощение».
Обучение учащихся 3 класса осуществляется в режиме динамических поз. Для чего используется специальная ростомерная мебель с наклонной поверхностью – конторки. Часть урока ученик стоит за конторкой, другую часть урока сидит за партой, тем самым сохраняется и укрепляется его телесная вертикаль, позвоночник – основа энергетики человеческого организма.
Уроки в начальных классах проводятся в режиме движения наглядного материала, постоянного зрительного поиска и выполнения активизирующих детей задания.  Для этого используются карточки с заданиями, которые развешиваются в любой точке класса
Используется  офтольмологический  тренажёр.  Схема-тренажёр находится на потолке класса.
Дети становятся в центре под схемой-тренажёром и , следя глазами за ориентирующими стрелками, выполняют упражнения. Систематические занятия по схеме способствуют снижению психической утомляемости, избыточной нервной возбудимости, агрессии.
Серьезное внимание педагоги школы уделяют объему и уровню сложности домашнего задания для учащихся , четко отслеживая объем домашнего задания на каждом уроке, не допускают перегрузки. Многие учителя дают домашнее задание по трем уровням: ученики сам выбирает себе объем задания по силам.
Одним из факторов, положительно влияющих на здоровье школьников, является оптимизация двигательного режима.
В нашей школе каждый педагог  в ходе уроков  проводят физкультурные паузы, которая сочетается с предметом и даже темой урока. В ходе гимнастики на уроке используется методика профессора Уманской А.А.  (точечный массаж) по профилактике вирусных инфекций и усилению иммунитета , элементы восточной оздоровительной гимнастики, дыхательная гимнастика Стрельниковых. Среди учащихся начальных классов популярна методика игрового стрейчинга. Проводятся  такие упражнения  перед утомлением детей на уроках, за исключением контрольных работ и некоторых практических занятий. Время проведения физминуток определяется преподавателем, ведущим урок. Обязательно проводится краткая беседа, разъясняется значение упражнений.  Все упражнения простые, учитывается характер предшествующей работы.
Для сохранения и укрепления здоровья детей, для снижения сроков адаптации учащихся первого класса 5  лет ведется работа по преемственности между нашей школой и МДОУ(дошкольным общеобразовательным учреждением) №5. Проходят круглые столы по темам «Проблема преемственности в обучении языку, грамоте», «Игра как средство подготовки детей к школе и социализации дошкольников», «Оздоровительная работа по физическому воспитанию дошкольников и учащихся начальных классов», педагоги обмениваются опытом по сохранению, укреплению здоровья детей. Каждый год в школе  проводятся спортивные мероприятие  «Веселые старты» с привлечением первоклассников и детей подготовительной группы.
Следующее направление работы по формированию здорового образа жизни учеников- лечебно- оздоровительное и профилактическое.
Каждое утро в нашей школе вот уже пятый год начинается с зарядки, которая начинается в 8.05 и длится 10 минут. Мероприятие  позволяющее увеличить двигательную активность учащихся  и позволяющее привести функциональное состояние организма перед уроками в рабочее состояние. Проводят её сами дети. Комплекс упражнений составляется учителем по физической культуре совместно с медсестрой и периодически меняется, учитываются результаты медосмотра.
3 раза в неделю у нас проводятся динамические паузы (длятся 30 мин.) для всех учащихся школы, на которых ребята могут отдохнуть в игровой комнате, посмотреть мультфильмы, поиграть в подвижные игры, сходить в спортивный зал, на спортивную площадку, выпить в столовой фиточай, по назначению врача некоторые  дети ходят в  медицинский  кабинет  на ингаляции. Второй год в школе используются  инголяторы компрессионные , предназначенные для лечения заболеваний дыхательных путей легкими аэрозолями растворов лекарственных препаратов. Используется препарат «Лазалван» или минеральная вода.
В осеннее- весенний период для учеников школы проводится укрепляющая фитотерапия. Ученики принимают фиточаи «Витаминный», «Укрепляющий», «Шиповник» и другие, не вызывающие аллергию.
Проводится витаминизация учащихся (витамин «Ревит», «Аскорбиновая кислота».)  Медицинская сестра добавляет в чай Витамин С, для приготовление пищи используется йодированная соль.
Каждую четверть проходят общешкольные встречи с врачами, которые ведут просветительскую работу по профилактике наркомании, токсикомании, алкоголизма. Учителя начальных классов в целях профилактики близорукости детей прводят на уроках гимнастику для глаз.
Ежегодно медиками проводятся медицинские осмотры учеников школы. По итогам медицинских осмотров составляется мониторинг состояния здоровья учащихся.
Большую роль в сохранении здоровья учащихся и профилактике заболеваний ведет медицинский работник, закрепленный за школой. Медицинская сестра ведет медицинские карты на каждого школьника, заполняет страницу «Здоровье» в классном журнале, анализирует итоги ежегодных медицинских осмотров детей, на педсовете знакомит педагогов с результатами медосмотра,  поддерживает связь с родителями детей, имеющих ослабленное здоровье через классных руководителей,  контролирует питание, ведет огромную работу по профилактике тех или иных заболеваний, выпуская информационные бюллетени, проводит беседы с детьми и родителями на классных часах, родительских собраниях. В медицинском кабинете дети получают оздоравливающие процедуры.
Организует проведения профилактических прививок для учеников и учителей школы.
Ежедневно  осуществляется  санитарный режим школы: регулярно проветриваются кабинеты, проводится влажная уборка между сменами. По плану осуществляется контроль за соблюдением правил по охране труда и технике безопасности с учителями  технологии, биологии, физики, химии, информатики, физической культуры по предупреждению травматизма у учителей и учащихся школы. Во всех учебных кабинетах освещение соответствует нормам СанПиНа, имеется ростовая мебель, функционирует вентиляция учебных помещений.  В кабинетах, кортдорах школы имеются градусники для учета температурного режима помещений.
Важным моментом здоровьесберегающей деятельности является отлаженное функционирование школьной столовой, где идет обеспечение системы полноценного питания детей с учетом особенностей состояния их здоровья.
В школе функционирует  столовая,  рассчитанная на 100 мест, уютная, эстетично оформленная, обеспечивающая учащихся  завтраками и обедами, постоянно присутствует  выпечка, разнообразные салаты, комплексные обеды, перечень наименований блюд соответствует требованиям СанПиНа, стоимость комплексного обеда не превышает 20 рублей. Удешевление питания произошло за счет безвозмездной сдачи родителями овощей. Ежегодно увеличивается количество учеников, которые завтракают и обедают в школьной столовой. % питающихся  в этом году составляет 88%.
Введено  бесплатное питание для  учащихся с 1 по 4 классы и для учащихся из многодетных семей.  Для проведения полноценных завтраков и обедов в школе созданы 20-минутные перемены. Основная масса школьников завтракает после 2-го и 3-го уроков, обедает после 5-го и 6-го   уроков.
Перед входом в помещение столовой для мытья рук учащимися организовано специальное место, оборудованное сушилками для рук.
В целях  оздоровления на базе школы работает летний оздоровительный лагерь, в котором отдохнуло в прошлом учебном году  75 учащихся, что составило 34 % от общего количества учащихся.
В школе большое внимание уделяется физическому воспитанию учащихся. В связи с этим педагогическим коллективом была разработана и утверждена программа "В здоровом теле - здоровый дух", рассчитанная на 4 года. Целью программы является формирование у учащихся стремления к укреплению своего здоровья и развитию своих физических способностей. Программа включает мероприятия, способствующие созданию условий для сохранения и укрепления здоровья учащихся. Данная программа участвовала в ПНПО (приоритетном национальном проекте образования).
В рамках реализации программы проводятся следующие мероприятия:
- своевременное информирование родителей о состоянии здоровья учащихся и условий, способствующих сохранению и развитию здоровья;
- анализ физического и психического состояния вновь поступивших учащихся;
- проведение общешкольных и классных родительских собраний по актуализации ценности здоровья;
- проведение Дней здоровья (1 раз в четверть)
- проведение цикла кл. часов по пропаганде ЗОЖ
- использование наглядной агитации: выпуск  плакатов, брошюр, листовок по проблемам здоровья, выпуск уголков здоровья в классных комнатах
- антиреклама вредных привычек
Пятый год в школе ведёт работу спортивный клуб «Олимп». Основные направления работы клуба – это проведение массовых физкультурно-оздоровительных спортивных мероприятий в школе, подготовка команд для участия в соревнованиях различного уровня. Членами клуба являются учащиеся 5-11 классов. Они организуют соревнования на первенство школы по мини-футболу, лапте, настольному теннису, проводят товарищеские встречи по баскетболу, пионерболу, волейболу, также помогают в проведении Дней здоровья.
Уроки физической культуры посещают все учащиеся. Учителем применяются разнообразные формы и методы ведения уроков физкультуры: элементы гимнастики, аэробики, силовой подготовки, спортивных игр, легкой атлетики. Детей учат не только выполнять упражнения, но и познавать свое тело, уметь управлять им, правильно дышать, правильно падать, распределять нагрузку, учащиеся получают навыки оздоровления своего организма, овладевают приемами самомассажа, дыхательной гимнастикой, мышечным расслаблением, гимнастикой для глаз, азами закаливания. В спортивных раздевалках имеется душевые комнаты, ими ученики пользуются\ после спортивных секций.
Наши ученики получают грамоты за личное первенство и общекомандные.
Следующим важным моментом является воспитательная деятельность, осуществляемая  классными руководителями и воспитательной службой школы, которая также направлена на формирование здорового образа жизни ребенка.
Традиционной стала акция «Школа-центр здоровья», которая проходит в октябре в рамках районной профилактической операции «Здоровье». Во время проведения акции организуются спортивные соревнования, викторины о спорте, весёлые старты, конкурс бюллетеней, выступления агитбригад классных коллективов. Ежегодно проводится Неделя Спорта и Здоровья.
Ежегодно проводится анкетирование по проблемам курения, алкоголизма. В 5-11 классах внедрена методика по изучению наркогенной ситуации  в коллективе, результаты которой рассматриваются  на заседании МО классных руководителей и доводятся  до сведения родителей на классных собраниях и общешкольном родительском собрании.
В работе с учащимися используются различные формы массовой  пропаганды ЗОЖ: круглый стол, открытая трибуна, пресс-конференция, тематический вечер, театральные постановки, общественные суды, военно-спортивная игра, агитспектакль. Военно-спортивная игра «Приказано выжить» проводится ежегодно в мае для учащихся 5-11 классов. Игра проводится на природе за городом, при этом совмещаются 2 формы – поход и спортивная игра.
1 раз в четверть проходит День профилактики, во время которых организуются встречи учащихся и родителей  с сотрудниками ГАИ, ПДН, пожарной части.
Классные руководители особое внимание уделяют воспитанию культуры поведения. Проводят беседы о гигиене тела, культуре питания, культуре общения, воспитание нравственности, учат детей справедливо оценивать свои поступки и поступки сверстников.
Особое место в работе кл. руководителей занимают валеопаузы. Это короткие  беседы, направленные на формирование позитивного отношения к своему здоровью, формирование полезных здоровьесберегающих привычек. Продолжительность беседы 5-10 минут. Например, во время эпидемии гриппа проводятся беседы «Витаминная азбука», «Правила сохранения тепла». В конфликтных ситуациях «Терпение и терпимость», «как жить, чтобы окружающим было хорошо с тобой», «Здоровье как мудрость и мера жизни».
Наиболее результативной формой работы мы считаем практикумы, которые проводятся с учащимися и их родителями. Во время их проведения происходит подробное исследование какого-либо вопроса, публичное обсуждение какой-либо проблемы. Для обсуждения выбираются вопросы, наиболее острые , личностно и социально значимые. Например, «Право на здоровье», «Твоя формула здоровья», «Учись властвовать собой» и др.  Практикумы побуждают к практическим действиям, способствуют групповой и индивидуальной самооценке.
Ежегодно ведутся кружки  по формированию здорового образа жизни. Действуют  спортивные секции.
Большое внимание коллектив школы уделяет работе с родителями учащихся по вопросу внимания к состоянию здоровья их детей. Для родителей организуются лектории, общешкольные родительские собрания на темы «Личная гигиена школьника», «Распорядок дня и двигательный режим школьника», «Воспитание правильной осанки у детей» и т.п. Проводятся консультации для родителей по вопросам физического воспитания детей в семье, закаливания и укрепления здоровья. Родители участвуют в спортивных праздниках, Днях здоровья, в туристических походах, экскурсиях, в поездках в бассейн.
Ежегодно классные руководители  на заседаниях МО  обмениваются опытом проведения классных часов, внеклассных мероприятий по формированию потребностей ЗОЖ.
Здоровье школьника  в некотором роде зависит и от здоровья учителя. Не даром говорят «Здоровый учитель- здоровые дети». В школе собран банк данных об оздоровительных программ для взрослых, в кампьютерном классе установлены компьютерные программы психо- физиологической диагностики, проводили Круглый стол, посвященный психологическому и физическому здоровью учителя: «Здоровый учитель- залог успешности ученика». Расписание составлено с учетом одного свободного от уроков дня учителя, с учетом пожеланий учителей. Ежегодно учителя проходят полное медицинское обследование, медицинская сестра делает профилактические прививки. По желанию, учителя  получают оздоровительные процедуры в медицинским кабинете школы – проходят курс ингаляций для лечения и профилактике заболеваний дыхательных путей.
Каковы же результаты  применения здоровьесберегающих технологий  в учебно- воспитательном процессе. Чего мы добились?.

Диаграмма  простудных заболеваний учителей за 4 года.

Уменьшилось количество учителей, болеющих простудными заболеваниями  ОРВИ, Ларингит, Ангиной.


Диаграмма хронических заболеваний учителей школы за 4 года.



Уменьшилось число учителей, имеющих заболевание дыхательной системы  на 8%, половой системы на 4 %.


За 4 года коллектив  школы добился снижения заболеваемости учеников  по классам.  Об этом говорят сравнительные диаграммы  данных по здоровью учащихся.

Диаграмма распределения учащихся с ослабленным зрением по школе.


Наблюдается уменьшение  числа детей с ослабленным зрением до 2007 года на 15%.  В 2008 году в  1-й класс  поступило 3  человека с патологией зрения, поэтому диаграмма возрастает.

Статические данные по простудным заболеваниям учащихся школы в динамике за четыре года



Простудные заболевания у учащихся школы заметно снижаются. Обострение хронических ЛОР заболеваний снизилось на 11 случаев.

Число переболевших  детей  снижается на 34 %.

Сведения об учащихся, отнесённых к различным группам здоровья
МОУ СОШ № 4 им. Б. Машука за 4 года

По диаграмме мы видим, что увеличивается количество здоровых детей, детей имеющих незначительные отклонения в  здоровье. Уменьшается число учащихся, имеющих хронические заболевания.

Динамика заболеваемости учащихся МОУ СОШ №4 им. Б.Машука за 4 года.
По диаграмме четко прослеживается уменьшение детей с заболеваниями ССС, органов пищеварения,  Эндокринной системы, нервной системы.


Уровень физического развития учащихся в динамике за 4 года.
Увеличивается число учеников с уровнем физического развития выше среднего. Уменьшается число учеников, физическое развитие которых ниже среднего.


1.В течение двух лет на школу не накладывался карантин по острым вирусным воздушно- капельным инфекциям.
2.Острая инфекционная заболеваемость, вызванная вирусными инфекциями, уменьшилась с 19% до 7%.
3.Снизилось количество учащихся с нарушением опорно- двигательного аппарата на  38%.
4.Заболевания желудочно- кишечного тракта снизилось до 60 %.
5. За последние 5 лет нет случаев травматизма детей.

И главное, мы на верном пути по достижению поставленной цели-  создание единого здоровьесберегающего пространства, обеспечивающее развитие личности с учетом физиологических и интеллектуальных особенностей.
Перед нами еще стоят задачи:
- продолжить работу по сохранению здоровья учителей школы;
- продолжить работу по сохранению здоровья учеников школы;
- улучшение материально-технической базы школы (приобретение современных тренажеров, фильтров для очистки воды, оборудование фойе школы мягкой мебелью, оснащение кабинетов  ионизаторами,



Обновлено (28.01.2012 17:30)

 
Поиск
Полезные ссылки